Проверки в малом бизнесе: не так страшен черт...

Проверки, пожалуй, являются самой тяжелой головной болью для руководителей небольших компаний. Государственных структур, которые наделены правом осуществлять проверку деятельности малых предприятий, слишком много, и при желании представители каждой из них могут найти нарушения и наложить штраф или вовсе приостановить работу компании. Плановые проверки выполняются каждые три года, и график их проведения можно легко узнать в соответствующей службе.

Проверки могут быть документарными или выездными. В первом случае проверяющим предоставляется интересующая их документация компании, но сама проверка производится в офисе государственной службы. Обычно так работает налоговая служба, причем в тех случаях, когда замечает какое-то несоответствие в поданных ежеквартальных отчетных документах.

Выездная проверка проводится непосредственно в офисе вашей компании, и, как правило, практически каждая из них заканчивается оформлением штрафа за выявленные нарушения. Если штраф невелик, а грехов за собой вы не чувствуете, то лучше заплатить беспрекословно, ведь целью визита является увеличение сумм, собираемых службой. Если не конфликтовать с чиновниками, то небольшим штрафом дело и ограничится.

Гораздо опаснее проверки внеплановые, особенно их выездная форма. Став «жертвой» такой акции, призовите на помощь все свое хладнокровие и вспомните, что поведение проверяющих четко регламентируется правилами проведения проверок. Они не имеют права, к примеру, проводить проверку анонимно – вы должны сразу же записать их ФИО, должности, телефоны и номера кабинетов, а также сверить их с теми, что записаны в приказе о проведении проверки.

Проверяющие обязательно должны оставить запись в имеющемся у вас журнале учета проверок. Кроме того, по итогам составляются:

  • итоговый акт;
  • протокол проведения проверки;
  • предписание;
  • акт об отборе проб (если это необходимо для определения качества продукции, загрязненности воздуха и т.д.).

Все эти документы должны быть составлены в двух экземплярах, и отказываться их подписывать не стоит – этим вы ничего не добьетесь. Если вам показалось неправильным что-то во время проверки, обязательно отметьте это в документе. Желательно не конкретизировать свое замечание, а просто указать, что с результатом вы не согласны, что не можете сейчас четко сформулировать свою претензию, но обязательно разъясните свою позицию позже в письменном виде. В написании претензии вам должен помочь юрист, который подскажет, что нужно акцентировать, а что – оставить без внимания.

Если проверяющие составили протокол об административном нарушении без вашего присутствия, это является прекрасным поводом для обжалования их действий. Если проверка производилась в отсутствие главы компании или его представителя, это является грубым нарушением регламента. Присутствие во время проверки должностных лиц, не указанных в приказе, нарушает ваши права и дает вам повод обжаловать результат. Проведение проверки в отсутствие приказа из соответствующей службы -это отличная возможность решительно указать визитерам на дверь.

Если вы не чувствуете себя достаточно опытным для того, чтобы выдержать процедуру проверки, лучше подстрахуйтесь и вызовите адвоката. Он сможет оценить действия проверяющих с юридической точки зрения и предотвратить их слишком бесцеремонные действия, а в случае нарушений процедуры – оформить жалобу в вышестоящие инстанции. Зачастую ошибки проверяющих, зафиксированные вами и обжалованные в суде или даже у начальства соответствующей службы, дадут вам возможность избежать крупных штрафов или более тяжелых последствий деятельности инспекторов.