Малый бизнес в мечтах о госзаказе (плюсы и минусы)

Сегодня, когда деловая активность переживает вторую волну рецессии, многих предпринимателей интересует тема госзаказов. Привлекательны они для бизнеса, прежде всего, стабильностью – риск остаться без оплаты своих товаров или услуг здесь минимален, а в случае заключения длительного контракта компании гарантирован пусть не слишком большой, но постоянный доход. Ну и вопрос престижа тоже не следует сбрасывать со счетов: когда среди заказчиков фигурирует солидное госучреждение, потенциальным клиентам это внушает доверие.

Однако на практике все оказывается не столь радужно, и многие небольшие фирмы, ближе ознакомившись с условиями получения госзаказа, отказываются от намерения участвовать в тендерах. Происходит это из-за необходимости оплатить обеспечительный залог, который будет гарантией добросовестности будущего исполнителя. Величина залога колеблется и может достигать весьма значительных сумм, в зависимости от общего объема контракта. Если предприятие не может вынуть из оборота таких средств, оно сразу отсекается от участия в тендере.

Сегодня ознакомиться со списком выставленных на тендер госзаказов можно в интернете – к примеру, на сайте www.zakupki.ru. Для того, чтобы принять участие в торгах, нужно пройти регистрацию на одной из торговых площадок:

  • торговая площадка биржи РТС;
  • торговая площадка биржи ММВБ;
  • торговая площадка правительства Татарстана;
  • торговая площадка Сбербанка;
  • единая электронная торговая площадка правительства Москвы.

Лучше всего пройти регистрацию на всех площадках, чтобы иметь доступ ко всем без исключения тендерным предложениям.

Регистрация будет не полной без получения электронной цифровой подписи (ЭЦП). Услуга эта платная, и на разных площадках стоимость ее колеблется от 2 500 до 25 000 рублей. Радует то, что одна ЭЦП действительна на всех площадках без исключения.

Самое сложное в процедуре прохождения регистрации – безошибочное заполнение всех документов. С неправильным их заполнением связано более 90% всех отказов. Списки необходимых документов для каждой площадки почти совпадают, однако есть и различия. По окончании процедуры регистрации на электронную почту компании приходит письмо с активационной ссылкой, завершающей регистрацию.

Ведение дел с госзаказами требует специальных знаний, здесь очень многое зависит от безукоризненно оформленных документов. Поэтому во многих компаний, которые постоянно участвуют в тендерах, отслеживанием подходящих заказов и участием в тендере занимается специально выделенный для этого человек, а нередко – даже несколько: администратор, отслеживающий потенциально подходящие тендеры, менеджер, оформляющий документы к заявке, и юрист, хорошо знающий нюансы тендерных закупок. Если ваш штат не справится с такой нагрузкой, можно использовать привлеченных специалистов.

Сегодня популярным источником повышения уровня знаний в сфере госзаказов являются семинары, проводимые администрацией торговых площадок. Компании направляют на них своих специалистов, которые затем становятся их постоянными представителями для участия в тендерах.

Перед подачей заявки рекомендуется изучить все обстоятельства, связанные с выполнением заказа. Если на тендер выставляется выполнение каких-либо работ, узнайте, где планируется закупать сырье или материалы – возможно, транспортные расходы «съедят» всю предполагаемую прибыль. Постоянно обновляйте сканы документов, относящиеся к вашей деятельности – именно по ним будущие заказчики могут судить о вашей компании. Малейшее несоответствие выставленным условиям отсечет вас от возможности участия в тендере.

Заключение контракта на закупку товаров или услуг осуществляется в период, составляющий 12 месяцев с момента окончания тендера. Оплата поставленных товаров или оказанных услуг производится в течение 10 рабочих дней с момента подписания соответствующих документов.