Нужен ли персонал для начала собственного бизнеса?

Трудно поверить, но многие владельцы огромных транснациональных корпораций начинали собственный бизнес, имея в штате компании одного-двух человек: себя и, возможно, своего партнера по бизнесу. Это не помешало их предприятиям расти и развиваться, наращивая обороты и расширяя сферу влияния. Любой начинающий бизнесмен в начале предпринимательской деятельности задается тем же вопросом: нужно ли сразу набирать персонал, или можно некоторое время поработать одному?

Конечно, все зависит от того, каким видом бизнеса вы планируете заниматься. Как правило, большинство начинающих предпринимателей все же могут на первом этапе поработать в одиночку или с партнером, в крайнем случае, привлекая на помощь членов своей семьи. Делается это, разумеется, с целью экономии – ведь на первых порах, когда еще нет наработанной клиентской базы и устойчивой прибыли, требуется максимально сокращать любые расходы, обходясь только самыми необходимыми тратами. Да и вложения в расширение предприятия вам будут необходимы как воздух.

Итак, какие соображения заставляют предпринимателя обходиться без привлечения работников?

1. Экономия средств

Зарплата даже одного сотрудника может лечь тяжелым бременем на бюджет новосозданной компании, увеличив себестоимость ее товаров или услуг и сведя на нет все преимущества работы на себя. Размеры дохода поначалу настолько скромны, что их едва хватает на самые необходимые траты – уплату обязательных налогов и сборов, арендную плату (если для бизнеса требуется офис или производственное помещение) и собственные расходы предпринимателя – ведь ему нужно что-то есть и кормить семью. Поэтому, если это возможно, на первых порах следует все делать самому или силами членов семьи, оставляя весь доход в своих руках.

2. Недобросовестные наемные работники

Не всегда нанятый работник относится к своему делу так, как бы вам хотелось. Каждый, кто сталкивался с необходимостью нанимать сотрудников в офис или на производственный участок, знает, как часто устраиваться на работу приходят легкомысленные, обремененные вредными привычками, недобросовестные или просто неадекватные претенденты на рабочее место. Если же от работника требуются еще и профессиональные навыки, отбор становится еще более сложным. А ведь молодой бизнес так легко погубить некачественной работой или легкомысленным отношением к клиентам! То, что в крупной, известной компании сошло бы с рук, мелкому предпринимателю не простят.

3. Союз соучредителей

На первых порах, если нельзя обойтись в одиночку, можно попытаться действовать совместно с друзьями, учредив фирму сообща. Никто из соучредителей не будет наемным работником, что позволит равномерно распределять обязанности и прибыль. Однако такие союзы далеко не всегда выдерживают проверку временем: как правило, кто-то один становится лидером и постепенно подминает под себя остальных.

4. Привлечение членов семьи

Очень много шансов на успех имеет семейный бизнес, все члены которого работают «в общий котел», и доход весь остается в семье. Здесь глава предприятия может полностью рассчитывать на добросовестность своих работников, ведь они заинтересованы в успехе не меньше, чем он сам. К тому же, сильные и слабые стороны каждого члена семьи прекрасно известны другим, что позволяет распределять обязанности наиболее рационально.

5. Бизнес для одиночек

Некоторые виды предпринимательства изначально предполагают отсутствие наемных работников. Это различные посреднические или консультационные услуги, многие виды интернет-бизнеса, предпринимательство, связанное с каким-либо личным талантом или знаниями бизнесмена и т.д. Конечно, если дела пойдут успешно, то всегда можно подумать о расширении дела, однако на первых порах в услугах привлеченных сотрудников многие просто не нуждаются.

Самое трудное в начале карьеры предпринимателя – это привыкнуть к полной самостоятельности, оборачивающейся отсутствием всякой поддержки в случае неудач. Но если удается преодолеть первые трудности и решить проблемы, связанные с началом бизнеса, в дальнейшем дело само покажет, когда нужно будет шагнуть на новую ступень и привлечь в свое предприятие новых сотрудников.