Как правильно составить бизнес-план

При открытии бизнеса остро встает вопрос о создании бизнес-плана. Каждый предприниматель понимает, что от грамотности созданного бизнес-плана зависит успешность обращения к потенциальным инвесторам или в банк, для получения кредита. Для правильного составления бизнес-плана нужно знать его составляющие.
 
Резюме. Это основной пункт бизнес-плана, который воспринимается, как отдельный документ. Именно в этой части стоит полно и грамотно описать суть проекта. В этом элементе должны быть прописаны: размер кредита, сроки его погашения, предоставляемые гарантии. Следующие составляющие бизнес-плана являются развернутыми пояснениями резюме. Для привлечения иностранных инвесторов к проекту, резюме нужно составить еще и на английском языке.

Описание предприятия. Здесь необходимо описать предприятие. Для этого обрисовываются задачи и цели проекта, кадровый состав и система управления, финансовые характеристики, место экономической отрасли в проекте, партнерские связи, возможность рекламы. В этом же пункте прописывается значимость каждого совладельца в управлении и создании предприятия.

Описание товаров (услуг). В бизнес-плане изготавливаемая фирмой продукция или предоставляемая услуга описывается очень подробно. Следует указать наименование товара, его характерные черты. Конкурентоспособность, экологичность, безопасность и систему ценообразования. Также рекомендуется описать способы контроля качества товаров, возможности гарантийного и послегарантийного обслуживания, а также рассказать о патентах и соглашениях. Для визуальной оценки следует приложить фотографии или чертежи продукции.

Рыночный анализ. Здесь рассказывается о проведенных маркетинговых исследованиях, которые касаются рынка сбыта предприятия. Вы должны убедить инвестора, читающего бизнес-план, в том, что ваша продукция, в отличие от товаров конкурентов, гарантированно будет пользоваться спросом на рынке. Также стоит описать основных конкурентов, недостатки и преимущества их продукции. 

План производства. В этом элементе бизнес-плана рекомендуется подробно описать схему, по которой фирма будет производить и реализовывать свои товары. Стоит просчитать все производственные затраты и вписать производственный процесс в календарный план.

План сбыта. Эта часть бизнес-плана должна включать отображение всех факторов, которые влияют на реализацию продукции. Следует, опираясь на уровень спроса, описать основные принципы имиджа фирмы и принципы ценообразования. Нужно охарактеризовать потенциального покупателя вашей продукции. Также немаловажно обратить внимание на факторы, которые способны повлиять на сбыт – условия оплаты, сезонные изменения спроса, скидки и т.п. 

Финансовый план. В этом элементе бизнес-плана описываются основные финансовые данные: затраты подготовительного и основного периодов, расчет налоговых платежей, расчет финансовых поступлений проекта, финансовые прогнозы. Чтобы привлечь инвестиции в этом пункте, также стоит отобразить информацию: о сроках окупаемости, уровне ответственности заемщиков, график своевременных выплат.

Анализ чувствительности проекта. Здесь рассчитывается устойчивость проекта к различным внутренним и внешним экономическим изменениям, определяется уровень, дойдя до которого фирма будет иметь нулевой доход.

Нормативная и экологическая информация. В этом пункте нужно описать набор нормативных документов, со сроками их выдачи, разрешающих производство и экологический аспект.

Приложения. В этот раздел помещаются таблицы, расчеты, графики правовые документы и т.п.

Составив бизнес-план с учетом всех составляющих, вы вполне можете рассчитывать на положительное решение банков и инвесторов.