Что такое франшиза?

Франшиза как легкий путь к успеху. Допустим, существует некая фирма под названием «М». Дела у нее идут успешно. Ни одна компания не в состоянии составить ей конкуренцию. «М» - самая лучшая в своей области. Другая фирма (назовем ее «Н») понимает, что соперник слишком силен и нужно либо умывать руки, либо как-то договариваться с «М». Две фирмы подписывают договор, в котором «Н» получает право на продажу продукции «М», используя ее торговую марку. Такого рода соглашение и называется франшизой.

Согласно экономической терминологии фирма «М» будет называться франчайзор, а фирма «Н» - франчайзи. Последний платит франчайзору роялти (компенсация за использование авторских прав) за право оказания услуг и распространение продукции от его имени.
Рассмотрим доступный к пониманию пример:

Моя всемирно известная компания выпускает ботинки. Я предлагаю вашей неизвестной компании продавать мои ботинки, осуществлять их ремонт, распространять, используя мой же бренд. Вы получаете прибыль от продажи, а я определенную (ежемесячную) компенсацию за эксплуатацию своего бренда и очередной пиар.

Виды франшизы

1. Бизнес франшиза

Предоставляет франчайзи право на полное ведение бизнеса. Франчайзор помогает франчайзи с раскруткой бизнеса: определяется место ведения предпринимательской деятельности, оформляется дизайн помещения, нанимается и обучается персонал, проводится рекламная компания, маркетинговые операции и т. д. Франчайзи единовременно покупает франшизу и обязуется регулярно платить франчайзору роялти. Самыми известными примерами такой франшизы являются рестораны, фаст-фуд, магазины, агентства недвижимости, парикмахерские и т. д. Франчайзор обязан поддерживать франчайзи в бизнесе, который, в свою очередь, должен выплатить франшизу в течение шести месяцев.

2. Франшиза торговой марки и продукта

В этом варианте франчайзинга роялти не предусмотрен. Франчайзор предоставляет право на продукцию, торговую марку, рекламу и т. п. 
- Франчайзи продает услуги и товары, предоставляемые франчайзором;
- Франчайзор не имеет права вмешиваться в процесс ведения бизнеса;
- С момента начала работы франчайзи должен в течение шести месяцев погасить задолженность по франшизе, как было указано в стандартном соглашении.

3. Франчайзинг

Так называют модель бизнеса, в которой участвуют франчайзер и франчайзи. Это своего рода лицензирование отношений между двумя фирмами, связанными франшизой. Франчайзор предоставляет франчайзи определенную информацию для определения местоположения предприятия. Франчайзор устанавливает четкие границы территории, на которой ведется бизнес. Только здесь (согласно договору) франчайзи может развивать свой бизнес, используя поддержку франчайзора. Чтобы репутация франчайзора не пострадала, последний предостерегает франчайзи от принятия неправильных решений, которые могут разрушить все предприятие. Франчайзи фактически покупает свою репутацию вместе с франшизой, чего никогда не сможет сделать индивидуальный предприниматель. 

К преимуществам франчайзинга относится:
- проверенная система бизнеса;
- открытие собственного бизнеса;
- выбор отрасли для бизнеса;
- обеспечение удачного выхода на рынок;
- практически никаких затрат на маркетинг и рекламу;
- покровительство франчайзера.

Преимущества франчайзинга очевидны. Кажется, что нет лучшего способа для начала своего дела. Однако при покупке франшизы гарантию на успех нового бизнеса дать не может никто. Восемь из десяти франчайзинговых фирм успешно преодолевают трудности и приносят прибыль своим владельцам. Самым главным плюсом приобретения франшизы можно назвать получение готовых технологий и раскрученного бренда, на создание которых не надо тратить ни времени, ни средств.